среда, 18 января 2017 г.

Сравнение отношения к учебе и ученику в и вне России

Два часа ночи, дождь, яблоко в зубах, спать не даёт очередная пляжная дискотека (да, в январе), и, как мне кажется, самое время вспомнить, что у меня есть что-то на подобие блога.
Вообще, долгие паузы между постами могу оправдать только тем, что был очень занят придумыванием отмазок, почему ничего не пишу. Итак, к теме.

Очевидно, что первый вопрос, который мне задают, узнав, что учусь за границей - "слышь, пацан, а че уехал-то?" Ну ладно, гоню, в большинстве случаев с наездом, но с таким - лишь в военкомате. Объясню. Все очень просто. Когда к моей семье пришло осознание того, что из гимназии, упомянутой в предыдущих постах, мне нужно уходить, а дауншифтинг - удел неудачников, было принято решение попробовать нечто абсолютно новое. Варианта было два - военное училище во Владимирской области (шутка), или "загнивающий запад" (дабл шутка). Первый вариант долго лидировал (трипл), но что-то пошло не так, и сейчас я не собираю-разбираю ак-47, а только слушаю (шутка в квадрате, в квадрате).

Кстати, выражение "загнивающий запад" было упомянуто не случайно - многие мои московские радикально настроенные знакомые действительно считают, что, уехав, я предал родину и, вообще, опустился на несколько ступеней вниз, променяв "Россию-матушку" на "эту вашу Испанию". А сейчас я объясню, почему это не так.

Тизер номер один: данный текст создан в юмористических целях и не ставит задачи нанести кому бы то ни было колоссальные нравственные страдания морального характера

Тизер номер два: я учился 9 лет в одной школе и понимаю, что мое мнение может не быть объективным, потому что не могу сравнивать с другими образовательными учреждениями; полагаюсь на рассказы знакомых с разных концов страны, а учеников и учителей гимназии оскорбить не хочу, потому что люблю и уважаю


Так в чём же разница между обучением "тут" и "там"? Начинается она в отношении к процессу обучения, которое тебе прививают. Я уже говорил, что вышло так, что за все годы обучения в России я так и не научился учиться. Каждое утро начиналось с того, что я проклинал свое тщетное бытие, и с ненавистью в глазах и сердце топал в школу. Я не подозревал, что с учителем можно общаться на равных, при этом соблюдая субординацию. Я не думал, что можно кайфовать от обычных уроков, а не только от тех, когда преподаватель забивает хер и включает фильм на все 45 минут (ну, знаете, такие под новый год обычно). У меня даже не было мысли, что домашнее задание создано не для того, чтобы окончательно изнасиловать сознание ученика и оставить его без свободного времени, а для лучшего усваивания предмета. Мог ли я вообразить, что каникулы будут для меня не светом в конце туннеля и единственным способом выжить в этом хаосе, а просто хорошей возможностью подготовиться к экзаменам? Разумеется, нет. Уже к середине второй недели первой четверти хотелось безболезненно умереть, ну или уснуть до лета. И я. поверьте, не один такой несчастный, нас таких миллион, просто очень мало, кто это обсуждает с кем-то, кроме своих одноклассников. Ведь родители все равно не поймут, скажут, мол, посмотри, остальные же могут, значит, дело в тебе. Глянь на Изю из 10В, вон как пашет, головы не поднимает! И Изя правда пашет, а потом у него случается нервный срыв на уроке информатики, и его увозят на скорой, как острого пациента.

И так получается во всем. Редкий учитель пойдёт на уступок и уменьшит домашнюю работу или поменяет дату теста из-за того, что ученикам банально неудобно из-за других контрольных, олимпиад и тд. Всё обучение превращается в игру в одни ворота, где прогибается и страдает только одна сторона, пока вторая даже не пытается скрыть удовольствия от всего происходящего (как и в любом насилии). Ни к одному преподавателю ты не можешь подсесть во время обеда и попросить объяснить тебе материал или просто поболтать, потому что у тебя просто не хватит смелости приблизиться к нему, нарвёшься еще на лекцию о личном пространстве и свободном от работы времени. На твою личную жизнь, кстати, всем абсолютно плевать. Обучение - свет, сынок. Яркий такой, из световой пушки тебе прямо в глаз, чтоб он медленно и мучительно вытекал. Ты должен проводить ночи напролет, готовясь к очередному зачету, ходить с кругами под глазами на пол-лица, а питаться, желательно, дошираком, ведь готовится он всего 3 минуты, даже отвлекаться от учебников не надо! Правда, здорово, сынок? А почему ты плачешь..?

Здесь все немного иначе. Здесь ученик, в первую очередь, личность. Причем личность, которую надо развить за время обучения, а не загубить. Помните фильм "Валли"? Там роботы - от мала до велика - бессердечно расправлялись с мусором, образовавшимся на Земле, сжимая всё в кубы и отправляя потом в космос. Кубы - это то, что получается из учеников (обтесанные такие, хаотично собранные из того, что оставили предки), а космос - это жизнь после окончания школы. И это правда ведь, по какой-то неясной причине, школы в России не ставят перед собой задачи подготовить ученика к жизни после выпуска. Все ночами напролет сидят с репетиторами, готовясь к экзаменам, потому что школа банально не дает достаточно знаний/навыков для дальнейшей жизни. Ученики не знают, что от них будет требоваться в ВУЗах, что нужно делать, чтобы преуспеть и какого стандарта стоит придерживаться. Первый курс считается самым сложным, потому что всю энергию забирает адаптация. Здесь последние два года школы полностью посвящены подготовке к финальным экзаменам, поступлению в университет и так далее. Учителя рассказывают, как правильно писать вступительные мотивационные письма, какова процедура их рассылки и помогают каждому ученику определиться с учебным заведением и даже факультетом, исходя из запросов и желаний. И уроки всё чаще становятся похожи на университетские лекции - учитель рассказывает, задает наполовину риторические вопросы, показывает интересные материалы из интернета или выдержки из литературы и не особо переживает, если кто-то его недостаточно внимательно слушает, экзамены-то не ему сдавать. Вообще, все основано на самообразовании. Даже если ты абсолютно сконцентрирован на материале во время урока, тебе нужно будет повторить его дома. А еще лучше, прочитать немного дополнительной литературы, чтобы зарыться чуть глубже. Приятный бонус - чаще всего, это интересно.


Финалочки не будет. Сравнение программ - потом. Судя по моей способности не укладываться ни в какие сроки, еще через полгода.

си ю лейтер








1 комментарий:

  1. молодец!Очень интересно! Чувства юмора не занимать!Продолжай в том же духе!

    ОтветитьУдалить